Две встречи, которые изменили мою жизнь

Встреча первая.

 

Мой друг, врач из Германии, на Мюнхенской конференции по медицине в кулуарах этой конференции познакомился с сэром Эндрю Хаксли, лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Их дружеская беседа закончилась вежливым приглашением со стороны сэра Хаксли: «Будешь в Англии, заходи в гости!» Ну как было не воспользоваться таким любезным приглашением, когда я с моим другом оказались в Лондоне! Созвонились и … оба  получили приглашение на обед в дом сэра Хаксли, в Кембридже! Для меня Кембридж всегда был и остаётся воплощением образа всего того недостижимо прекрасного, что связано с английской культурой и английским языком! А тут – приглашение от гениального учёного, в прошлом главы Тринити-колледжа этого самого Кембриджского университета, и его супруги леди Риченды, правнучки самого Чарльза Дарвина (!), на обед в их дом! Волнению не было предела. Приехали в Кембридж заранее, но на обед (точнее – lunch) опоздали аж на полчаса!

 

Мы не ожидали, что небольшой, но очень уютный домик сэра Хаксли и леди Риченды окажется не в самом Кембридже, а будет затерян где-то там, далеко в поле, и к нему ведёт узкая тропинка…


Мы бежали сломя голову по этой тропинке, и во время бега я судорожно вспоминал приличествующие опозданию английские выражения и слабо тешил себя мыслью, что это как бы принято придти на обед чуть позже, чем чуть раньше. Как выяснилось, опоздать на полчаса – это в рамках приличия: супруги Хаксли нас не отругали!


Был обильный обед, затем мы немного выпили традиционного cherry на террасе дома. Много говорили, и я даже попросил сэра Хаксли: “Could you please tell me in just two words the essence of the discovery for which you were awarded the Nobel Prize?” К моему удивлению, я понял всё, о чём говорил сэр Хаксли! Я сделал для себя два очень важных вывода: 1. ум человека проявляется и в том, насколько ясно, чётко и просто он может говорить даже об очень сложных вещах (речь шла об открытии в области ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток)  2. очень приятный вывод для меня: с моим английским всё в порядке – я понимаю и меня понимают, причём очень хорошо (до этого в Лондоне сплошь и рядом возникали ситуации, когда я с трудом понимал, что ко мне обращаются по-английски: ну уж слишком много вариантов и акцентов!).


Затем сэр Хаксли любезно пригласил нас на экскурсию в Кембриджский университет, легендарное во всех отношениях и смыслах для меня место. Возвышенный образ науки и образования был здесь, рядом со мной, его ‘grey bricks’ были на расстоянии вытянутой руки от меня!

 

Сначала мы зашли в университетскую столовую, где на стенах висели портреты знаменитых учёных-преподавателей университета. Неподалёку от портрета Исаака Ньютона висел портрет самого сэра Хаксли. Потом сэр Хаксли пригласил нас в знаменитую библиотеку Кембриджского университета, и там в стеклянных витринах можно было увидеть рукописи самого Исаака Ньютона…

 

Главное, что я вынес для себя из этой встречи: надо быть предельно сосредоточенным на том, что делаешь, все силы отдавать любимому делу – это главное, всё остальное мишура! Hельзя отвлекаться от главного! Ну, разумеется, если у тебя достаточно амбициозные планы …

Встреча вторая.

 

Около 10 дней я провёл на отдыхе в небольшом литовском городе-курорте Паланга вместе со звездой мировой культурологии британцем сэром Ричардом Льюисом, автором бестселлера “When Cultures Collide: Leading across Cultures”.

 

Сэр Ричард Льюис -  талантливейший исследователь мировых культур, которые он изучал, путешествуя по всему миру. Полиглот, владеет 11 языками. Когда он жил в Японии, он стал тьютором в японской императорской семье и был наставником императрицы Митико. Выступает с лекциями по проблемам межкультурной коммуникации перед представителями большого бизнеса по всему миру.


Похоже здесь мы обсуждаем, как решить проблему «пока учим новое, забываем старое» в процессе обучения английскому)). Я забыл упомянуть, что сэр Ричард – создатель и владелец международной сети школ по обучению английскому – профессионал в вопросах обучения. Точно помню, сэр Ричард согласился со мной в том, что интервальные повторения действительно могут решить проблему «пока учим новое, забываем старое»!

 

На меня огромное впечатление произвела лекция сэра Ричарда Льюиса, которую он прочитал в Калининградском университете. Сочно, точно, ясно описывались концепции. Ярко и выразительно подавались мысли. Модуляции тембра и голосовой диапазон создавали запоминающийся подтекст. Неожиданные и харизматичные ответы на вопросы поражали точностью формулировок. И, конечно, юмор … Лекция была на английском и, наверняка, не все в аудитории отлично им владели, но в тех местах, где сэр Ричард шутил, этот язык становился понятным и доступным всем! В конце лекции аудитория в знак благодарности, стоя, аплодировала лектору! В голову не могло придти, что сэру Ричарду тогда было за 90 …

 

Главное, что я вынес для себя из этой встречи: занятие умственным трудом наиболее благодатное для человека. Хочешь сохранить ясность ума и ценность для окружающих – заставь свой мозг решать нерешаемые (на первый взгляд), но полезные сообществу задачи.

 

И ещё: учите языки! "Une autre langue, une autre vie" (фр.:Ещё один язык - ещё одна жизнь!)

Классификация культур по Ричарду Льюису:

моноактивные, полиактивные и реактивные культуры: